Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура
Государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Федеральным законом № 453-ФЗ также устанавливается следующее:
- соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;
- определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения (не более 4 месяцев);
- уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, при мелиорации земель; территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции.
Так, уточнен ряд ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.
В частности, обязанность по проверке полноты и достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, возлагается на высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В случае выявления фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством РФ, указанное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий правонарушителя, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Кроме того, вводится перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; конкретизируется перечень лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей); корректируются обязанности членов избирательных комиссий в области противодействия коррупции; уточняется запрет на участие в управлении некоммерческими организациями лиц, замещающих государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих.
Вопрос: Какие самые распространенные нарушения требований земельного законодательства ?
Ответ: Как показывает практика, наиболее распространенным и нарушениями в сфере земельного законодательства являются: самовольное занятие земельных участков; уничтожение плодородного слоя почвы, его самовольное снятие или перемещение; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель; использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель.
Какими нормами земельного законодательства регулируются правоотношения в указанной сфере?
Ответ: Основным нормативным правовым документом, регулирующим отношения в сфере земельного законодательства , является Земельный кодек РФ.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйстве нного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиен ических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательство м.
Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационны х и иных восстановительны х работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вопрос: Каковы виды наказаний за совершение нарушений в сфере земельного законодательства ?
Ответ: За нарушения в указанной сфере правоотношений виновные лица могут быть привлечены к административной , уголовной, дисциплинарной, а также гражданско-право вой ответственности. Так, за вышеназванные правонарушения предусмотрена ответственность по статьям 7,1, 8.6, 8.7 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является уголовной ответственностью , предусмотренной ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
При привлечении к гражданско-право вой ответственности лица, виновные в нарушении земельного законодательства , могут быть обязаны в соответствии с судебным решением освободить самовольно занятый земельный участок, привести его в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением, осуществить рекультивацию нарушенного земельного участка, а также возместить вред почве как объекту охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с указанной Методикой органы государственной власти в рамках имеющихся полномочий вправе рассчитать вред, причиненный почве как объекту окружающей среды, в следующих случаях:
- при загрязнении почв, в результате поступления в них загрязняющих веществ;
- при незаконном размещении отходов производства и потребления;
- при порче почв, в результате их самовольного (незаконного) перекрытия.
В зависимости от вышеназванных случаев причиненный вред рассчитывается по установленным Методикой формулам, в которых принимается во внимание площадь загрязненного участка, степень загрязнения, категория земельного участка и его целевое назначение, фактическое содержании загрязняющего вещества в почве, а также другие показатели.
При установлении фактов причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды взыскание указанного вреда с виновных лиц осуществляется в судебном порядке.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользован ия» в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что с 01 июля 2016 года в силу вступают изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет упрощена процедура проверки в части предоставления ряда документов.
С 1 июля при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательство м РФ;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный правительством РФ список;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р утвержден перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственног о информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административног о штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Положением установлено, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды.
Данный мониторинг проводиться:
- собственниками объектов размещения отходов,
- лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующи е о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Положением установлены места, в которых производятся отборы проб для определения качества нормативов. При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, составляют и направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользован ия (в Кемеровской области – это Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, расположенное по адресу: ул. Ноградская, 19А г.Кемерово) отчет о результатах проведения мониторинга, который является основанием для принятия решения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Положением установлены требования к содержанию отчета, порядок и сроки его подготовки и направления.
Основаниями для принятия решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются:
- отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующи х о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
- несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
5 июня 2016 года отмечается Всемирный день охраны окружающей среды, учрежденный Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году. Поводом к проведению этой всемирной акции послужило обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН, которое подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. «Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами», - так был поставлен вопрос в этом обращении. Год спустя, в Стокгольме состоялась всемирная конференция по защите окружающей среды, на которой было принято решение о ежегодном проведении Всемирного дня окружающей среды 5 июня. Всемирный день окружающей среды является для всех экологов и природоохранных организаций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия, направленные на охрану окружающей среды. Тема дня 2016 года: «Спасая дикую природу, спасаешь жизнь - и борешься с преступлениями против дикой природы» призывает обратить внимание на находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и принять собственные меры по их защите для будущих поколений
Согласно ст. Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Законом предусмотрено, что охрана окружающей среды это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Статьей 7 «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так, к вопросам местного значения городских, сельских поселений, муниципального района и городского округа относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность города, нормальное функционирование городского хозяйства с точки зрения общественной санитарии и гигиены, а также условия жизни населения в целом.
Наряду с этим, граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наиболее распространенным и являются правонарушения в области охраны атмосферного воздуха, водного законодательства , законодательства об отходах производства. Зачастую хозяйствующие субъекты в нарушение федерального законодательства не получают разрешительной документации на осуществление деятельности по выбросам/сбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сточные воды, не исполняют общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с внесенными в 2013 году изменениями в ст.8.14 и ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях увеличены размеры административных штрафов.
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.; на должностных лиц - от 10000 руб. до 20000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательс кую деятельность без образования юридического лица, - от 20000 руб. до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 80000 руб. до 100000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч.1 ст.8.14 КоАП РФ).
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от 2000 руб. до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 руб. до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательс кую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 руб. до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100000 руб. до 250000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ).
Виды пользования недрами.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» государственный фонд недр составляют участки недр федерального значения, федеральный фонд резервных участков недр и участки недр местного значения.
С 1 января 2015 года, согласно Федеральному закону № 459-ФЗ от 29.12.2014 к участкам недр местного значения помимо участков, содержащих общераспростране нные полезные ископаемые и участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-быт ового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйстве нного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизич еские работы, геологическую съемку, инженерно-геолог ические изыскания, научно-исследова тельские, палеонтологическ ие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоро вительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических , палеонтологическ их и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
Статьей 8 Закона РФ «О недрах» введены ограничения пользования недрами. Так, пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Обязательный отчет об использовании лесов.
Согласно ст. 49 Лесного кодекса Российской Федерации гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления (в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности) предоставляется отчет об использовании лесов, который содержит информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре и другую информацию, составляется и представляется при всех видах использования лесов гражданами и юридическими лицами.
Приказом Минприроды России от 25.12.2014 № 573 установлен Порядок представления отчета об использовании лесов и его формы.
Данный отчет должен предоставляться гражданами, индивидуальными предпринимателям и, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов или мероприятия по их охране, защите в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий непосредственно или через многофункциональ ные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отчет предоставляется ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случае если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет предоставляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В отчете приводятся данные о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода. Он составляется по установленной указанным приказом форме и подписывается гражданином, индивидуальным предпринимателем , руководителем юридического лица.
За непредставление отчета об использовании лесов виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа: на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В связи с предстоящим празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой организовывается правовое консультирование по разъяснению законодательства о защите прав ветеранов, мерах социальной поддержки участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и членов их семей.
Мероприятия по правовому консультированию запланированы по месту нахождения Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры по адресу: г.Новокузнецк, ул. Покрышкина, 22 А в период времени с 06.05.2015 по 07.05.2015 в рабочее время с 09.00 часов до 18.00 часов.
Кроме того, в указанный период времени по телефону «горячей линии» ((3843) 53-75-90) вы можете адресовать вопросы по природоохранным сферам законодательства Новокузнецкому межрайонному природоохранному прокурору – Григорьеву Дмитрию Викторовичу.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Согласно ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. При этом они обязаны соблюдать правила пожарной безопасности.
В соответствии с п.п. 8, 10, 11, 12, 36, 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, если:
а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:
100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;
50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;
б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованным и полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя противопожарными минерализованным и полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.
Граждане при пребывании в лесах обязаны:
а) соблюдать вышеуказанные требования пожарной безопасности в лесах;
б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления;
в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
г) оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления, при тушении лесных пожаров.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В период пожароопасного сезона (с 15 апреля по 20 октября) сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
За нарушение данных норм статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф: для граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей; для должностных лиц - от 15 до 25 тысяч рублей; для юридических лиц - от 150 до 250 тысяч рублей.
Кроме того, статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесных насаждений предусмотрена уголовная ответственность, которая предусматривает, в том числе, лишение свободы до 4 лет.
Уничтожение лесных и иных насаждений применительно к статье 261 УК РФ выражается в полном сгорании насаждений или их усыхании в результате воздействия пожара или его опасных факторов, загрязняющих и отравляющих веществ, отходов производства и потребления, отбросов и выбросов. К повреждению относятся случаи частичного сгорания насаждений, деградация их на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями или вредными организмами и т.д.
Привлечение к административной или уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности возместить причиненный ими вред (ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации). Размер причиненного вреда рассчитывается в соответствии Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
14 марта в десятках стран мира отмечается Международный день рек. Ранее эта важная экологическая дата имела названия Международный день борьбы против плотин, а также День действий в защиту рек, воды и жизни. Впервые она стала отмечаться в 1998 году. Именно 14 марта 1998 года прошло свыше 50 акций протеста в более чем 20 странах мира, в том числе в Бразилии, Индии, Таиланде, Австралии, России, Японии, США. Небезразличные к судьбе рек люди вышли на демонстрации, а также приняли участие в субботниках по очистке рек.
В преддверии Международного дня рек Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, разъясняет нормы действующего водного законодательства, регулирующие правовое положение вопросов водопользования.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.
Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (части 1,2 статьи 11) предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Так, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, а для сброса сточных, дренажных вод – на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Следует отметить, что основная часть нарушений требований водного законодательства, выявляется в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих сброс сточных, в том числе дренажных, вод в поверхностные водные объекты, а также забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Нарушения заключаются в осуществлении указанной деятельности в отсутствие необходимой разрешительной документации (решения о предоставлении водного объекта или его части в пользования, договора водопользования, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду) либо в осуществлении сброса в водные объекты сточных или дренажных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч.4 ст.23 указанного Закона сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» и от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» установлены порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование, а также правила подготовки и заключения договора водопользования.
Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование входит в полномочия департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области в соответствии с Положением о департаменте, утвержденном Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2006 №262.
Выдачу разрешений загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на территории Кемеровской области в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717» осуществляет Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2 предусмотрено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных или дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных или дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.
Главой 7 Водного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 68, 69) предусмотрена ответственность за нарушение водного законодательства.
Так, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования ими, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, является нарушение правил водопользования при заборе воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Кроме того, прокуратура разъясняет, что ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и водоохранной зоны водного объекта. В соответствии с требованиями водного законодательства в границах водоохранных зон установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, не говоря уже об осуществлении их мойки. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
1.Изменения законодательства в сфере земельного надзора.
21.07.2014 принят Федеральный закон № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым статьи Земельного кодекса РФ, касающиеся государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля изложены в новой редакции. Земельный кодекс также дополнен статьей, регламентирующей общественный земельный контроль в России. Кроме того, отменены положения о производственном земельном контроле.
Законом определено, что задачами государственного мониторинга земель, в том числе, является обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю, а также обеспечением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Конкретизированы полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в муниципальных образованиях объектов земельных отношений.
Введено понятие общественного земельного контроля, под которым понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2015.
2. Внесены изменения в законодательство об отходах производства и потребления.
Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» определяются приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами и уточняется понятийный аппарат Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В частности, вводятся понятия «утилизация отходов», «обработка отходов», «твёрдые коммунальные отходы», «объекты обезвреживания отходов» и т.д.
Федеральным законом предусматриваются
- перераспределение полномочий в области обращения с отходами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем в области обращения с отходами;
- лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
- запрет захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации;
- включение платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами в структуру платы за коммунальные услуги.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» дополняется новой главой V1, регулирующей деятельность в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Предусматривается, в частности, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Под «региональным оператором» понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг с собственником твердых коммунальных отходов. Конкурсный отбор региональных операторов будет проводиться уполномоченными органами исполнительной власти субъектов.
Также с 1 января 2015 года в России вводится новый механизм ответственности производителей и импортеров товаров за обеспечение утилизации отходов от использования этих товаров. Он предусматривает ряд мер, включая обязанность производителей и импортеров товаров платить экологический сбор, организовать собственные объекты инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов или заключить договор с операторами по обращению с отходами. Также закон устанавливает нормативы утилизации – выраженное в процентах отношение количества реализованных товаров определенного вида, упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров, выпущенных в обращение на территории страны.
С 1 июля 2015 года федеральный закон восстанавливает лицензирование деятельности по транспортировке отходов в составе лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральным законом признаётся утратившим силу Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также вносятся корреспондирующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие законодательные акты Российской Федерации.
Федеральным законом №219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены основные понятия, применительно к настоящему закону, в том числе «нормативы допустимых выбросов», «нормативы допустимых сбросов», «временно разрешенные выбросы», а также введены новые определения, такие как «временно разрешенные сбросы», «наилучшая доступная технология», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы и показатели».
Законом выделено 4 категории объектов (предприятий), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (I категория), объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (II категория), объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория), и объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (IV категория).
Для объектов, относящихся к I категории, определен порядок получения комплексного экологического разрешения, для объектов II категории предусмотрен порядок представления декларации о воздействии на окружающую среду, установлено содержание программы производственного экологического контроля, разрабатываемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся (вступает в силу с 01.01.2019).
Законом определен порядок разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности. Это обязывает юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в разрабатывать и утверждать программу повышения экологической эффективности, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
Изменения, касающиеся нормирования допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов вступают в силу с 01.01.2019.
Уточнен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, круг лиц, обязанных вносить указанную плату, порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок исчисления платы.
Данные изменения вступают в силу с 01.01.2016.
В соответствии с изменениями, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (вступает в силу вступают в силу с 01.01.2016).
Установлены коэффициенты (от 0 до 100) с целью стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, вступают в силу с 01.01.2020.
Предусмотрен порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализации учетных сведений об объекте, снятия с государственного учета объектов, а также ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих государственному экологическому надзору.
В соответствии с изменениями Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» статьей 16.1 будут установлены требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа, что запрещает эксплуатацию соответствующего технологического оборудования в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С 01.01.2015 вступает в силу статья 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, а с 01.01.2019 - статья 8.47 КоАП РФ - осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения - повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
- 9 декабря 2014 г. 7:39
- просмотров: 490