Аналитическая записка об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот на территории Мысковского городского округа за 2017 год
Аналитическая записка
об оценки эффективности предоставленных налоговых льгот
на территории Мысковского городского округа за 2017 год
Введение
В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, руководствуясь постановлениями администрации Мысковского городского округа от 16.10.2014 № 2419 «Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Мысковского городского округа на период до 2018 года», от 08.11.2017 № 2191-п «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мысковского городского округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» проводится оценка эффективности предоставленных льгот и установленных ставок по налогам.
В настоящем отчете приводятся результаты оценки эффективности налоговых льгот, предоставленные в соответствии с нормативно–правовыми актами, принятыми на территории городского округа.
Оценка проведена в соответствии с Порядком оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Мысковском городском округе, утвержденным постановлением администрации Мысковского городского округа 04.04.2012 № 621 (в ред. от 08.08.2016 №1791-п).
Оценка проводилась в отношении налоговых льгот по местным налогам, действовавших на территории городского округа в 2017 году, на основе информации, предоставленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Кемеровской области.
Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот являлось выявление неэффективных налоговых льгот, получение рекомендаций об отмене/сохранении налоговых льгот, ставок.
Оценка бюджетной, экономической и общественной эффективности предоставленных налоговых льгот, ставок
На территории муниципального образования установлен налог на имущество физических лиц, земельный налог и введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Земельный налог
Земельный налог устанавливается главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии со статьей 387 НК РФ, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог на территории Мысковского городского округа взимается от кадастровой стоимости земельного участка.
На территории Мысковского городского округа в 2017 году действовало «Положение о земельном налоге на территории Мысковского городского округа» (далее Положение), утвержденное Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008 N 14-н (в ред. Решений Мысковского городского Совета народных депутатов от 30.06.2009 N 50-н, от 15.12.2009 N 101-н, от 18.03.2010 N 13-н, от 18.08.2010 N 40-н, от 18.11.2010 N 67-н, от 23.06.2011 N 31-н, от 21.06.2012 N 32-н, от 09.10.2012 N 43-н, Решений Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 20.02.2014 N 2-н, от 16.12.2014 N 77-н, от 23.06.2015 N 45-н, от 16.02.2016 N 15-н, от 20.09.2016 N 61-н) «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Мысковский городской округ».
В соответствии с Положением о земельном налоге в 2017 г. установлены следующие налоговые льготы:
1. В отношении всех имеющихся земельных участков предоставляется освобождение от налогообложения для следующих категорий плательщиков:
– органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (бюджетных, автономных и казенных), расходы на содержание имущества которых осуществляются за счет средств местного бюджета, в отношении земельных участков, используемых для обеспечения их деятельности;
2. Налоговые льготы применяются в отношении одного земельного участка, расположенного на территории Мысковского городского округа в виде снижения ставки земельного налога на 50% в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальную жилую застройку, личное подсобное хозяйство, гаражи, животноводство, для следующих категорий плательщиков:
– многодетных семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи, при предоставлении справки органа социальной защиты;
– неработающих пенсионеров;
– председателей уличных комитетов;
– семей, имеющих в составе получателя(ей) пенсии по случаю утери кормильца, при доходе на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума (при предоставлении справки органа социальной защиты).
Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет Мысковского городского округа по сведениям отчета № 5-МН Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области составили в 2017 году:
по юридическим лицам – 48 019 тыс. руб. (в 2016г.– 60 880 тыс. руб.);
по физическим лицам – 7 914 тыс. руб. (в 2016г.– 9 984 тыс. руб.).
Учитывая сроки уплаты налога, поступления в бюджет Мысковского городского округа от земельного налога составили в 2017 году 71 501,2 тыс. руб., в 2016 году 70 274,5 тыс. руб., ожидаемое поступление в 2018 году порядка 56 600 тыс. рублей.
Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот нормативно–правовыми актами представительных органов муниципальных образований:
по юридическим лицам предоставлены льготы в 2017 году в размере 24 789 тыс. руб. или 256,2 % к уровню прошлого года (в 2016 году в размере 9 677 тыс. руб., в 2015 году – 7 604 тыс. руб.);
по физическим лицам в 2017 году составила 496 тыс. руб. или 60 % к уровню прошлого года (в 2016 году в размере 826 тыс. руб., в 2015 году – 539 тыс. руб.).
Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой, установленной по решению Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008 N 14-н за 2017 год составило:
по юридическим лицам 38 единиц (2016г.– 35, 2015г.– 35);
по физическим лицам 2 198 человек (2016г.– 2 131, 2015г.– 1 437).
(Справочно: Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным законодательством (ст.395 НК РФ):
в 2017 году – 12 992 тыс. руб./в т. ч. по 4 юр. лицам – 12 954 тыс. руб.;
в 2016 году – 12 999 тыс. руб./ в т. ч. по 5 юр. лицам – 12 958 тыс. руб.;
в 2015 году – 5 620 тыс. руб./ в т. ч. по 5 юр. лицам – 5 604 тыс. руб.
Информация по анализу об имущественных налогах Мысковского городского округа от Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Кемеровской области г. Междуреченска отсутствует. В связи с этим, объективно провести оценку по объему выпадающих доходов по земельному налогу от юридических и физических лиц не представляется возможным.
Наблюдается динамика снижения в 2016–2017 гг. по количеству физических лиц, получающих льготу с 42 до 38 человек, снижение сумм льгот с 826 тыс. руб. до 496 тыс. руб., объясняется тем, что Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 20.09.2016 N 61-н, утратил силу абзац:
в случае возникновения (утраты) в период после 1 февраля года текущего налогового периода права на предоставление налоговых льгот налогоплательщиками - физическими лицами представляются документы, подтверждающие данное право, в течение 30 дней со дня его возникновения (утраты).
При проведении анализа сумм выпадающих доходов по юр. лицам, в связи с предоставлением льгот нормативно–правовыми актами представительных органов муниципальных образований рассмотрены наиболее крупные налогоплательщики бюджетной сферы (МКУ «Управление образованием Мысковского городского округа», МКУ МГО «Управление культуры, спорта, молодежной и национальной политики».
По результатам проведенного анализа по предоставлению налоговых льгот в 2017 г. установлено, что все учреждения городского округа, финансируемые за счет средств местного бюджета, выполнили рекомендации о приведении в соответствие с законодательством документов, и предоставлении отчетности в налоговый орган.
Льготы, предоставленные по земельному налогу муниципальным учреждениям, деятельность которых финансируется за счет средств местного бюджета и обеспечивающим выполнение функциональных задач в интересах населения города, ведет к снижению налоговой нагрузки на учреждения, и как следствие экономии бюджетных средств. Социальным эффектом от представленных льгот служат стабильность работы учреждений, финансируемых из местного бюджета, а также возможность перераспределения расходов бюджета по социально–значимым направлениям.
Льготы для физических лиц, предоставленные социально–незащищенной категории налогоплательщиков (многодетные семьи, неработающие пенсионеры, садоводческим объединениям граждан, …) направлены на оказание социальной поддержки граждан и повышение уровня жизни.
Налог на имущество физических лиц
До принятия Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившего в силу с 01 января 2015 года, налог на имущество физических лиц взимался на основании положений закона РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Объектами налогообложения выступают – жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.
С 01.01.2015 г. в соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино–место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки, особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой, а также могут устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Учитывая положения статьи 402 «Налоговая база» НК РФ Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2015 N 65-н «Об установлении на территории Мысковского городского округа налога на имущество физических лиц» (в ред. от 19.04.2016 N 30-н) (далее Решение N 65-н) с 1 января 2016 года был установлен и введен в действие на территории Мысковского городского округа налог на имущество физических лиц, где налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с Решением N 65-н на 2017 год были установлены следующие налоговые ставки по налогу.
- 1)0,1 процента – в отношении:
– жилых домов, жилых помещений;
– объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
– единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
– гаражей и машино–мест;
– хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2) 2 процента – в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 (административно–деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания). Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта) Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента – в отношении прочих объектов налогообложения.
Ставки по налогу на имущество физических лиц в предшествующие отчетные периоды (2014–2015 гг.) были установлены по решению Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2014 N 73-н.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога |
До 300000 рублей включительно | 0,1 процента |
Свыше 300000 до 500000 рублей включительно | 0,3 процента |
Свыше 500000 рублей | 1,25 процента |
В соответствии отчетностью Федеральной налоговой службы «О базе и структуре начислений по местным налогам» составлена сравнительная таблица:
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 |
Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, единиц | 14 306 | 11 794 | 12 220 |
Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений с учетом коэффициента-дефлятора, по которым предъявлен налог к уплате, тыс. руб. | 1 446 117 | 0 | 0 |
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, тыс. руб. | 0 | 9 620 372 | 9 922 225 |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. | 3 820 | 3 283 | 4 536 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, тыс. руб. в т. ч.: | 1 175 | 812 | 1 590 |
по федеральному законодательству | 1 030 | 801 | 1 309 |
установленных, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления | 9 | 5 | 12 |
в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов | 136 | 6 | 269 |
Справочно: Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе налоговых органов, единиц | 22 278 | 24 756 | 25 353 |
В ходе проведенного анализа установлено, что динамика по количеству объектов налогообложения зависит от ввода в эксплуатацию объектов, регистрации объектов недвижимости, а также результатов деятельности межведомственной комиссией по обследованию, выявлению неучтенных объектов недвижимости, проведенной в 2017 г. по кадастровой стоимости на территории Мысковского городского округа.
Федеральным законодательством предоставлены льготы отдельным категориям населения (пенсионерам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, участникам ВОВ и др.). Сумма налога, не поступившая в бюджет (по сведениям отчета 5–МН налогового органа) в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным законодательством за 2017г., увеличилась на 63,4 % и составила 1 309тыс.руб. (см. таблицу).
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2015 г. N 65-н на 2017 год предоставлены льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц следующим категориям налогоплательщиков:
– многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в которых совокупный доход на каждого члена семьи ниже областного прожиточного минимума на душу населения;
– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста;
– председателям уличных комитетов;
– гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Мысковского городского округа».
В сравнении с предыдущими периодами (по Решению N 65-н) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождались эти же категории налогоплательщиков.
В 2017 году 66 налогоплательщиков воспользовались данным правом, в 2016г.– 63 человека, 2015 г.– 72 человека. Сумма налога, не поступившая в бюджет города по льготам, установленным нормативно–правовыми актами представительных органов местного самоуправления за рассматриваемый период составила 12 тыс. руб. (2016 г.– 5 тыс. руб., 2015 г.– 9 тыс. руб.).
Сумма выпадающих доходов по предоставленным льготам городского округа к общему объему начисления налога на имущество физических лиц в 2017 г. составило 0,26% (12/4 536 тыс. руб.), в 2016 г. составила 0,15% (5/3 283 тыс. руб.), в 2015 г. составляла 0,23% (9/3 820 тыс. руб.).
Анализ доходной части бюджета свидетельствует, что ранее поступления в бюджет городского округа от налога на имущество физических лиц составляли порядка 2,2–2,5 млн руб. (в 2014 г. 2 219,5 тыс. руб., в 2015 г. – 2 512,9 тыс. руб.), поступление в 2016 г. составило 2 386 тыс. руб. Поступления от налога на имущество физических лиц в местный бюджет зависят так же от норм, установленных федеральным законодательством предусматривающие льготы и порядок определения налоговой базы по налогу в отношении объектов налогообложения определяется с 2016 года исходя из их кадастровой стоимости. Поступление в бюджет города налога на имущество физических лиц в 2017 г. составило 2 752,4 тыс. руб., что больше по сравнению с 2016 годом на 336,4 тыс. руб.
Льготы по налогу на имущество, предоставленные физическим лицам имеют общественную эффективность и социальную направленность.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог/ЕНВД/) в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) может применяться по решениям представительных органов городских округов.
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются:
– виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного НК РФ.
– значения коэффициента К2. (К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, и иные особенности).
В соответствии с представленным Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области отчетом «О налоговой базе и структуре начислений по ЕНВД за 2017г.» количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации 623 ед. или 99,4 % к 2016г. (в 2016г. 627. или 96 % к 2015г., в 2015г. – 653 ед. или 94% к 2014г.).
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход:
в 2017 г. составила 39 045 тыс. руб., в том числе по организациям 11 811 тыс. руб.;
в 2016 г. составила 37 867 тыс. руб., в том числе по организациям 10 284 тыс. руб.;
в 2015г. – 40 654 тыс. руб., в том числе по организациям 11 887 тыс. руб.
Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет (сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшенная на сумму страховых платежей (взносов) и пособий по статье 346.32 НК РФ) составила:
в 2017г. – 20 287 тыс. руб., в том числе по организациям – 6 647 тыс. руб.; ИП – 13 640 тыс. руб.;
в 2016г. – 20 412 тыс. руб., в том числе по организациям – 5 947 тыс. руб.; ИП – 14 465 тыс. руб.;
в 2015г. – 22 269 тыс. руб., в том числе по организациям – 6 754 тыс. руб.; ИП – 15 515 тыс. руб.;
Динамика начисления/поступления по единому налогу зависит от количества зарегистрированных субъектов бизнеса, изменений в законодательстве (например: коэффициент–дефлятор (К1); размера страховых взносов для субъектов предпринимательства), права налогоплательщиков о переходе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в добровольном порядке начиная с 01.01.2013 года. За 2017 год отмечена динамика снижения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП в 2015г. – 568, в 2016г. – 550, в 2017г. – 539).
Значение корректирующего коэффициента базовой доходности – К2, учитывающего особенности предпринимательской деятельности в зависимости от места ее осуществления, установленное решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008г. N 12-н (в ред. Решений Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 N 66-н, от 29.11.2011 N 70-н, от 22.11.2012 N 59-н, Решений Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 22.11.2016 N 80-н, от 27.12.2016 N 92-н) на период 2015-2017 гг. не пересматривалось в силу сложившейся социально-экономической ситуации и направлениях бюджетной и налоговой политики о снижении административных барьеров и снижении налоговой нагрузки малому бизнесу. Для исчисления налога учитывался К1, устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, который, учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 178-ФЗ срок действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности продлен до 1 января 2021 года.
В бюджет Мысковского городского округа в 2017 году единого налога на вмененный доход поступило 19 859,8 тыс. руб. (в 2016г.– 19 993,8 тыс. руб.; в 2015г.– 22 209,2 тыс. руб.). Ожидаемое поступление в 2018 году 19 590,0 тыс. руб.
Выводы, предложения
Сумма налогов, не поступившая в бюджет Мысковского городского округа в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных в соответствии с нормативно–правовыми актами представительных органов муниципального образования составила за 2017 год 25 297 тыс. руб., что составляет 241 % к уровню прошлого года. При этом, доля выпадающих доходов местного бюджета Мысковского городского округа, связанная с предоставлением налоговых льгот по местным налогам увеличилась на 4,2 пункта против уровня 2016 г. и составила 7,8 % от фактически поступивших налоговых доходов 2017 года.
По результатам проведенной оценки налоговых льгот, ставок рекомендуется:
- 1.Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (КУМИ МГО) активизировать проведение мероприятий по определению характеристик объектов недвижимости, в том числе определение категорий земельных участков, уточнение видов разрешенного использования, адресных характеристик объектов недвижимости и сведений о правообладателях.
- 2.Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (КУМИ МГО) активизировать работу с собственниками объектов незавершенного строительства с целью их вовлечения в налоговый оборот.
- 3.Муниципальным учреждениям городского округа (казенным, бюджетным, автономным) совместно с КУМИ МГО поддерживать в актуальном состоянии в соответствии с действующим законодательством документы, связанные с земельным и имущественными отношениями.
- 4.Рассмотреть целесообразность применения норм, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ о снижении ставки по ЕНВД, и возможность корректировки коэффициента базовой доходности - К2 на 2019 г., учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности, в условиях замораживания на федеральном уровне коэффициента К1 на уровне 2015 г.
- 5.Налоговые льготы и ставки по налогу на имущество, земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, действующие на территории Мысковского городского округа сохранить для всех категорий налогоплательщиков.
- 9 октября 2018 г. 13:42
- просмотров: 311