Аналитическая записка об оценке эффективности предоставленных налоговых льгот на территории Мысковского городского округа за 2015 год.
Аналитическая записка об оценки эффективности предоставленных налоговых льгот на территории Мысковского городского округа за 2015 год.
Введение
В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами, руководствуясь постановлениями администрации Мысковского городского округа от 16.10.2014 № 2419 «Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Мысковского городского округа на период до 2018 года», от 13.08.2015 № 1771-п «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мысковского городского округа на 2016год и на плановый период 2017 и 2018 годов» проводится оценка эффективности предоставленных льгот и установленных ставок по налогам.
В настоящем отчете приводятся результаты оценки эффективности налоговых льгот, предоставленные в соответствии с нормативно - правовыми актами, принятыми на территории городского округа.
Оценка проведена в соответствии с Порядком оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Мысковском городском округе, утвержденным постановлением администрации Мысковского городского округа 04.04.2012 № 621 (в ред. от 08.08.2016 № 1791-п).
Оценка проводилась в отношении налоговых льгот по местным налогам, действовавших на территории городского округа в 2015 году, на основе информации, предоставленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Кемеровской области.
Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот являлось выявление неэффективных налоговых льгот, получение рекомендаций об отмене/сохранении налоговых льгот, ставок.
Оценка бюджетной, экономической и общественной эффективности предоставленных налоговых льгот, ставок
На территории муниципального образования установлен налог на имущество физических лиц, земельный налог и введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Земельный налог
Земельный налог устанавливается главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии со статьей 387 НК РФ, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог на территории Мысковского городского округа взимается от кадастровой стоимости земельного участка.
На территории Мысковского городского округа в 2015 году действовало «Положение о земельном налоге на территории Мысковского городского округа» (далее Положение), утвержденное Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008 N 14-н (в ред. Решений Мысковского городского Совета народных депутатов от 30.06.2009 N 50-н, от 15.12.2009 N 101-н, от 18.03.2010 N 13-н, от 18.08.2010 N 40-н, от 18.11.2010 N 67-н, от 23.06.2011 N 31-н, от 21.06.2012 N 32-н, от 09.10.2012 N 43-н, Решений Совета народных депутатов Мысковского городского округа (далее Решение СНДМГО) от 20.02.2014 N 2-н, от 16.12.2014 N 77-н, от 23.06.2015 N 45-н) "О введении земельного налога на территории муниципального образования "Мысковский городской округ".
В соответствии с Положением о земельном налоге в 2015г. установлены следующие налоговые льготы:
1. В отношении всех имеющихся земельных участков предоставляется освобождение от налогообложения для следующих категорий плательщиков:
- органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (бюджетных, автономных и казенных), финансируемых исключительно за счет средств местного бюджета, в отношении земельных участков, используемых для обеспечения их деятельности;
2. Применяются в отношении одного земельного участка налоговые льготы в виде снижения ставки земельного налога на 50% по земельным участкам, предоставленным под индивидуальную жилую застройку, личное подсобное хозяйство, гаражи, животноводство, для следующих категорий плательщиков:
- многодетных семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи (при предоставлении справки органа социальной защиты);
- неработающих пенсионеров;
- председателей уличных комитетов;
- семей, имеющих в составе получателя(ей) пенсии по случаю утери кормильца, при доходе на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума (при предоставлении справки органа социальной защиты).
Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет Мысковского городского округа по сведениям отчета № 5-НМ Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области составили в 2015 году:
по юридическим лицам - 40699 тыс.руб. (в 2014г.- 42750тыс.руб., в 2013г.-41114тыс.руб.);
по физическим лицам – 6504 тыс.руб. (в 2014г.- 6103 тыс.руб., 2013г. -5716тыс.руб.).
Учитывая сроки уплаты налога, поступления в бюджет Мысковского городского округа от земельного налога составили в 2015г. 46487,9тыс.руб., в 2014году -42588,2тыс.руб., в 2013году - 35081,1 тыс.руб., ожидаемое поступление в 2016году порядка 60000тыс. рублей (за счет уплаты задолженности за 2-3кв.2015г. ПАО «УК Южный Кузбасс»).
Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот нормативно- правовыми актами представительных органов муниципальных образований:
по юридическим лицам предоставлены льготы в 2015году в размере 7604 тыс.руб. или 107% к уровню прошлого года (2014году в размере 7106тыс.руб., в 2013 году - 7218 тыс.руб.);
по физическим лицам в 2015 году сумма составила 539тыс.руб.или 133 % к уровню прошлого года (2014 году составила 404тыс.руб., в 2013году- 537тыс.руб.).
Количество налогоплательщиков воспользовавшихся льготой установленной по решению Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008 N 14-н за 2015год составило:
-по юридическим лицам 35 единиц (2014- 38, 2013г.-40, 2012г.-39);
-по физическим лицам 1437 человек (2014- 1103, 2013г.-1043, 2012г.-626).
(Справочно: Сумма налога не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным законодательством (ст.395 НК РФ):
2015г. – 5620тыс.руб. /в т.ч. по 5 юр.лиц -5604тыс.руб/;
2014г. - 6731тыс.руб. /в т.ч. по 5 юр.лиц -6714тыс.руб/;
2013г. -5637тыс.руб. /в т.ч. по 5 юр.лиц.- 5622тыс.руб./).
Информация по анализу об имущественных налогах Мысковского городского округа от Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Кемеровской области г. Междуреченска отсутствует. В связи с этим, объективно провести оценку по объему выпадающих доходов по земельному налогу от юридических и физических лиц не представляется возможным.
Динамика по количеству физических лиц, получающих льготу и соответственно суммам льгот, объясняется ростом числа обратившихся налогоплательщиков, имеющие право на налоговые льготы в налоговые органы:
установленной льготой для неработающих пенсионеров с 01.01.13г. по решению Мысковского городского Совета народных депутатов от 09.10.2012 № 43-н «О внесении изменений и дополнений в Решение от 20.11.2008 №14-н»;
предоставление с 01.01.15г. льготы садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, а также членам этих объединений (по решению СНДМГО от 23.06.2015 N 45-н).
При проведении анализа сумм выпадающих доходов по юр. лицам, в связи с предоставлением льгот нормативно- правовыми актами представительных органов муниципальных образований рассмотрены наиболее крупные налогоплательщики бюджетной сферы (МКУ «Управление образованием Мысковского городского округа», МКУ МГО «Управление культуры и молодежной политики», МКУ «Управление по физической культуре, спорту и туризму Мысковского городского округа», УСЗН МГО, МБУЗ «ЦГБ»).
Правом на получение льгот по нормативно- правовому акту муниципального образования воспользовались учреждения образования, культуры и спорта.
По результатам проведенного анализа по предоставлению налоговых льгот в 2015г. установлено, что не все учреждения городского округа, финансируемые за счет средств местного бюджета, завершили работу по приведению в соответствие с законодательством документов, и предоставление отчетности в налоговый орган.
Льготы, предоставленные по земельному налогу муниципальным учреждениям, деятельность которых финансируется за счет средств местного бюджета и обеспечивающим выполнение функциональных задач в интересах населения города, ведет к снижению налоговой нагрузки на учреждения, и как следствие экономии бюджетных средств. Социальным эффектом от представленных льгот служат стабильность работы учреждений, финансируемых из местного бюджета, а так же возможность перераспределения расходов бюджета по социально-значимым направлениям.
Льготы для физических лиц, предоставленные социально-незащищенной категории налогоплательщиков (многодетные семьи, неработающие пенсионеры, садоводческим объединениям граждан,…) направлены на оказание социальной поддержки граждан и повышение уровня жизни.
Налог на имущество физических лиц
До принятия Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", вступившего в силу с 01 января 2015года, налог на имущество физических лиц взимался на основании положений закона РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Объектами налогообложения выступали – жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а так же доли в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.
С 01.01.2015г. в соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки, особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой, а также могут устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Учитывая положения статьи 402 «Налоговая база» НК РФ Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2014 N 73-н "Об установлении на территории Мысковского городского округа налога на имущество физических лиц" (далее Решение №73-н) с 1 января 2015 года был установлен и введен в действие на территории городского округа налог на имущество физических лиц, где налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии с Решением СНДМГО от 24.11.2014 № 73-н на 2015г. были установлены следующие налоговые ставки по налогу:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога |
До 300000 рублей включительно | 0,1 процента |
Свыше 300000 до 500000 рублей включительно | 0,3 процента |
Свыше 500000 рублей | 1,25 процента |
Ставки по налогу на имущество физических лиц в предшествующие отчетные периоды (2013-2014гг.) были аналогичные данному Решению № 73-н.
Исключением стали объекты налогообложения, включенные в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания), а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет), налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных объектов и установлена ставка - 2,0 процента.
В соответствии отчетностью Федеральной налоговой службы «О базе и структуре начислений по местным налогам» составлена сравнительная таблица:
| 2013г | 2014г. | 2015г | примечание |
Количество строений, помещений и сооружений по которым налог предъявлен к уплате, единиц | 12909 | 13777 | 14306 |
|
Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений с учетом коэффициента-дефлятора, по которым предъявлен налог к уплате, тыс.руб. | 1138738 | 1214835 | 1446117 |
|
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, тыс.руб. | - | - | 0 | Гл.32НК РФ с 01.01.15 |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс.руб. | 2694 | 3311 | 3820 |
|
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, тыс.руб. в т.ч.: | 1179 | 1246 | 1175 |
|
по федеральному законодательству | 1094 | 1157 | 1030 |
|
установленных, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления | 8 | 5 | 9 |
|
в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов | 77 | 84 | 136 |
|
Справочно: Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе налоговых органов, единиц |
21699 |
22520
|
22278 |
|
в т.ч. объектов жилого фонда, единиц | 17831 | 18359 | 18168 |
|
В ходе проведенного анализа установлено, что динамика по количеству объектов налогообложения зависит от ввода в эксплуатацию объектов, регистрации объектов недвижимости, а также результатов деятельности межведомственной комиссий по обследованию, выявлению неучтённых объектов недвижимости и проведенной в 2014-2015гг. инвентаризации на территории Мысковского городского округа.
Объекты соответствующие критериям по которым налоговая база исчисляется от кадастровой стоимости строений, помещений и сооружений на территории Мысковского городского округа отсутствуют.
Федеральным законодательством предоставлены льготы отдельным категориям населения (пенсионерам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, участникам ВОВ и др.). Сумма налога, не поступившая в бюджет (по сведениям отчета 5-МН налогового органа) в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным законодательством за 2015г. снизилась на 11% и составила 1030 тыс.руб. (см. таблицу).
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2014 на 2015 г. предоставлены льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц следующим категориям налогоплательщиков:
-многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в которых совокупный доход на каждого члена семьи ниже областного прожиточного минимума на душу населения;
-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста;
-председателям уличных комитетов;
-гражданам, удостоенным звания "Почетный гражданин Мысковского городского округа".
В сравнении с предыдущими периодами (по Решению № 56-н) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождались эти же категории налогоплательщиков.
В 2015году 72 налогоплательщика воспользовались данным правом (в 2014г.-53 человека, 2013г.- 64 человека). Сумма налога, не поступившая в бюджет города по льготам, установленным нормативно- правовыми актами представительных органов местного самоуправления за рассматриваемый период составила 9 тыс.руб. (2014г.-5 тыс.руб., 2013г.- 8тыс.руб.).
Сумма выпадающих доходов по предоставленным льготам городского округа к общему объему начисления налога на имущество физических лиц в 2015г. составляла 0,23% (9/3820тыс.руб). 2014г. -0,15% (5/3311тыс.руб), в 2013г. составила 0,3% (8/2694тыс.руб.),
Анализ доходной части бюджета свидетельствует, что ранее поступления в бюджет городского округа от налога на имущество физических лиц составляли порядка 1,1-1,2 млн. рублей (в 2012 г. – 1105тыс.руб., в 2013г.- 1208,9 тыс.руб.), поступление в 2014г. составило 2219,5 тыс. руб., в связи с пересмотренным ставкам в сторону увеличения. Поступления от налога на имущество физических лиц в местный бюджет зависят так же от норм, установленных федеральным законодательством предусматривающих льготы и порядок определения налоговой базы. С применением коэффициента-дефлятора общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений по которым предъявлялся налог к уплате увеличилась и соответственно увеличилось начисление налога (см. таблицу). Поступление в бюджет города налога на имущество физических лиц в 2015г. составило 2512,9 млн.рублей.
Льготы по налогу на имущество, предоставленные физическим лицам имеют общественную эффективность и социальную направленность.
В соответствии с Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 24.11.2015 N 65-н (ред. от 19.04.2016) «Об установлении на территории Мысковского городского округа налога на имущество физических лиц» с 1 января 2016 года на территории Мысковского городского округа установлен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог/ЕНВД/) в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) может применяться по решениям представительных органов городских округов.
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются:
- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного НК РФ.
- значения коэффициента К2. (К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, и иные особенности).
В соответствии с представленным Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской области отчетом «О налоговой базе и структуре начислений по ЕНВД за 2015г.» количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации 653 ед. или 94% к 2014г. (в 2014г. -695 ед. или 98% к 2013г., в 2013г. -710 чел. или 88% к 2012г.).
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход:
в 2015г. составила 40654тыс.руб., в том числе по организациям 11887тыс.руб.;
в 2014г.- 42465 тыс.руб., в том числе по юр.лицам 12143тыс.руб.;
в 2013г.- 42319 тыс.руб., в том числе по юр.лицам 11476тыс.руб.
Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет (сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, умешанная на суммы страховых платежей (взносов) и пособий по статье 346.32НК РФ) составила:
в 2015г. -22269 тыс.руб., в том числе по юр.лицам - 6754 тыс.руб.; ИП- 15515 тыс.руб.;
в 2014г.- 23505 тыс.руб., в том числе по юр.лицам - 6701 тыс.руб.; ИП- 16804 тыс.руб.;
в 2013г.- 22054тыс.руб., в том числе по юр.лицам- 6129 тыс.руб.; ИП- 15925тыс.руб.
Динамика начисления/поступления по единому налогу зависит от количества зарегистрированных субъектов бизнеса, изменений в законодательстве (например: коэффициент-дефлятор(К1); размера страховых взносов для субъектов предпринимательства), права налогоплательщиков о переходе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в добровольном порядке начиная с 01.01.2013 года. За последние три года отмечена тенденция снижения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП в 2014г- 780, в 2015г-740) и закрытие торговых точек. Так например, в 2013году количество объектов розничной торговли
составляло 322ед. с площадями торговых залов 30950кв.м , то в 2015году количество объектов сократилось до 302 ед. и площадью- 24659кв.м
Значение корректирующего коэффициента базовой доходности - К2, учитывающего особенности предпринимательской деятельности в зависимости от места ее осуществления, установленное решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20.11.2008г. (в ред. Решений Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 N 66-н, от 29.11.2011 N 70-н, от 22.11.2012 N 59-н) на период 2013-2015гг. не пересматривалось в силу сложившейся социально-экономической ситуации и направлениях бюджетной и налоговой политики о снижении административных барьеров и снижении налоговой нагрузки малому бизнесу. Для исчисления налога учитывался К1, устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 178-ФЗ срок действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности продлен до 1 января 2021 года.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено что с 01.01.2016г нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
В бюджет Мысковского городского округа в 2015году единого налога на вмененный доход поступило 22209,2тыс.рублей (в 2014г. -23139тыс.руб., в 2013г- 23334,5 тыс.руб.). Ожидаемое поступление в 2016 году 20000 тыс.руб.
Выводы, предложения
Сумма налогов, не поступившая в бюджет Мысковского городского округа в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных в соответствии с нормативно - правовыми актами представительных органов муниципального образования составила за 2015год 8152 тыс.руб., что составляет 108 % к уровню прошлого года. При этом, доля выпадающих доходов местного бюджета Мысковского городского округа, связанная с предоставлением налоговых льгот по местным налогам сократилась на 1,7пунта против уровня 2014г. и составила 3% от фактически поступивших налоговых доходов 2015 года.
По результатам проведенной оценки налоговых льгот, ставок рекомендуется:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (КУМИ МГО) продолжить работу по повышению роли имущественных налогов, в части реализации мероприятий по актуализации реестра земельных участков, относящихся к землям промышленности и иного специального назначения, МКД; по объектам земельной собственности, где отсутствует вид разрешенного использования; по объектам недвижимого имущества и земельной собственности, где отсутствуют правообладатели либо доли в праве собственности, а также по проведению мероприятий по земельному контролю.
2. Муниципальным учреждениям городского округа (казенным бюджетным, автономным) совместно с КУМИ МГО завершить работу по оформлению документов на земельные участки и поддерживать в актуальном состоянии в соответствии с действующим законодательством документы, связанные с земельными и имущественными отношениями.
3. Рассмотреть целесообразность применения норм предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ о снижении ставки по ЕНВД, и возможность корректировки коэффициента базовой доходности - К2 на 2017г.,учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности, в условиях замораживания на федеральном уровне коэффициента К1 на уровне 2015г.
Начальник отдела экономического анализа и
прогнозирования администрации
Мысковского городского округа Русинова Т.М.
Зам.начальника финансового управления г.Мыски Тутуева Е.В.
- 13 октября 2016 г. 13:38
- просмотров: 317