О компетенции Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Междуреченске, г. Мыски и Междуреченском районе при рассмотрении обращений потребителей на нарушение их прав при оказании услуг жилищно-коммунального хозяйства
В соответствии с Положением о Территориальном отделе, утвержденным приказом Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.11.2021 № п-600 Территориальный отдел осуществляет функции надзора и контроля за исполнением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, лишь в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных законодательством.
Правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, а именно Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и др., не регулирующими исполнение государственной функции Роспотребнадзора.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относятся к компетенции органов, осуществляющих государственный жилищный контроль (надзор) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Согласно ст. 20 ЖК РФ Государственный жилищный надзор осуществляется органами государственного жилищного надзора.
Исключительной компетенцией Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей является: - предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе предоставляемой услуги (ст.ст. 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей).
Не относится к компетенции и закрепленным полномочиям рассмотрение жалоб на:
- ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, нарушение режима и нормативов их оказания;
- техническое состояние и эксплуатацию жилого дома, его инженерного оборудования, в том числе: ветхость, износ, аварийное состояние или ненадлежащее функционирование систем отопления, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, иных коммуникаций и конструктивных элементов жилого дома (протечки кровли, межпанельных швов, водостоков и т.д.);
- содержание и ремонт жилых домов, жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: надписи на стенах, грязный лифт и полы в местах общего пользования, разбитые лампочки, засоры мусоропровода, сломанные почтовые ящики, разбитые окна в подъездах, повреждения ступеней, перил лестницы, плитки на полу и т.п.;
- нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения; - формирование фонда капитального ремонта; - нарушение порядка установки, поверки приборов учета (счетчиков), иные нарушения законодательства об энергосбережении и энергоэффективности в сфере ЖКХ;
- порчу жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольную перепланировку жилых домов и квартир либо использование их не по назначению;
- нарушение порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
- нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации об управлении многоквартирным домом.
- слив загрязненных сточных вод в водный объект, на рельеф.
В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений», ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами» наделены должностные лица Государственной жилищной инспекции Кемеровской области. Должностные лица Роспотребнадзора не наделены полномочиями на составление протоколов по названным статьям.
В связи с изложенным обращения, в которых ставится вопрос о привлечении субъекта предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ к административной ответственности по статьям 7.22, 7.23 КоАП РФ, подлежат направлению на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области.
Ведущий специалист- эксперт Кафтановская И.В.
- 27 мая 2024 г. 14:20
- просмотров: 70